Последняя запись

Произведения Михаила Булгакова: мастерство, сатира и фантастика Мотивы лирики Александра Пушкина: разнообразие и глубина русского гения

Можете кратко объяснить теорию культуры Шпенглера?

  1. В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера “Закат Европы”

    и стала знаменитой.

    Это книга -диагноз.

    Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, — вопрос,

    на который сам автор дает неутешительный и горький ответ.

    И в этом своем качестве книга Шпенглера — это предостережение.

    Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас

    схемы “Древний мир — Средневековье — Новое время”, в рамках которой обычно

    прослеживались основные этапы развития мировой культуры.

    Шпенглер отказывается от

    стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной

    логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей

    высшей точке.

    Для Шпенглера нет единой мировой культуры.

    Есть лишь раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу :

    “…У “человечества” нет …никакой идеи, никакого плана …

    Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории …я вижу настоящий

    спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из

    лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем

    ходом своего существования, чеканящих на своем материале — человечестве —

    собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти,

    собственную жизнь, воление, чувствование, собственную смерть”.

    Но и собственная “идея” каждой культуры, о которой говорит

    Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например

    Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной

    является душа культуры.

    Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.

    В шпенглерском понимании культура — это символически выраженная система, в которой

    реализует себя соответствующая душа :

    “Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее …; культура как совокупность великих символов жизни,

    чувствования и понимания .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *