Последняя запись

Произведения Александра Грибоедова: вечная актуальность классики Что почитать детям: путеводитель по детской литературе

Достоевский – писатель, пришедший в литературу с новым, пророческим словом. Он воспроизводил не документальную достоверность эпохи, но творил ее духовную атмосферу. Пророчество – его осознанный творческий метод, суть его «реализма в высшем смысле», потому что для Достоевского важно понять, как прошлое предопределило сегодняшний день и чем это сегодня грозит будущему. Идея преступления Раскольникова связана с идеей преступления в мире (до не знающего границ Свидригайлова), преступление через себя или других, и это символ особого состояния мира в его целом, мира переступания, перехода в другое качество и отражение всеобщего духа сомнения и отрицания. Слово «наказание» у Достоевского также имеет очень широкое значение: кара, душевное сострадание; глубоко обобщенная идея – восстановления, воскрешения, потому что наказ – это наставление, внушение, завещание имеющего опыт, мудрость. Оно отражает закон общины (мира), имеет целью возвращение преступившего в мир общины, людей. Наполеон – центр и мера сознания Раскольникова.

Первый шаг Раскольникова – «вошел на Сенную»: «ему очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу», «поцеловал эту грязную землю с наслаждением». У Достоевского народ – понятие идеальное, духовное. Народ хранит в себе нравственные ценности, духовность, объединяющее, соборное начало. Это начало связано с образом Сони. Ее «правду» утверждает автор, заставляя «гордого» Раскольникова принять эту правду, понять, что выход из жизненного тупика надо искать, не противопоставляя себя людям, а вместе с людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *