Можете кратко объяснить теорию культуры Шпенглера?
-
В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера “Закат Европы”
и стала знаменитой.
Это книга -диагноз.
Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, — вопрос,
на который сам автор дает неутешительный и горький ответ.
И в этом своем качестве книга Шпенглера — это предостережение.
Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас
схемы “Древний мир — Средневековье — Новое время”, в рамках которой обычно
прослеживались основные этапы развития мировой культуры.Шпенглер отказывается от
стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной
логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей
высшей точке.
Для Шпенглера нет единой мировой культуры.
Есть лишь раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу :
“…У “человечества” нет …никакой идеи, никакого плана …
Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории …я вижу настоящий
спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из
лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем
ходом своего существования, чеканящих на своем материале — человечестве —
собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, воление, чувствование, собственную смерть”.
Но и собственная “идея” каждой культуры, о которой говорит
Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например
Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной
является душа культуры.
Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.
В шпенглерском понимании культура — это символически выраженная система, в которой
реализует себя соответствующая душа :
“Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее …; культура как совокупность великих символов жизни,
чувствования и понимания .