Последняя запись

Произведения Николая Гоголя: взгляд на литературное наследие русского мастера Пьесы Александра Островского: взгляд на театральное наследие великого русского драматурга

Мировое древо у древних славян

  1. ИРИЙ-САД (Вырий-сад) — это древнее название рая у восточных славян. Души сопровождает туда маленький бог Водец. Светлое небесное царство находится по ту сторону облаков, а может быть, это теплая страна, лежащая далеко на востоке, у самого моря, — там вечное лето, и это — солнцева сторона.

    Там растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб, а иногда дерево так и называется — Ирий, Вырий) , у вершины которого обитали птицедевы и души умерших. На этом дереве зреют молодильные яблоки.

    В Ирии, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей. Это студенцы с чистой ключевой водою — живой и мертвой, при которых растут благоухающие цветы и сладко поют райские птицы.

    Праведных ожидает в Ирии такое несказанное блаженство, что время для них как бы перестанет существовать. Целый год пролетит как единый неуловимый миг, а триста лет покажутся всего-навсего тремя счастливыми, сладостными минутами… Но на самом деле — это лишь ожидание нового рождения, ведь из Ирия аисты приносят младенцев, наделенных душами ранее существовавших людей. Так они обретают новую жизнь в новом обличье и с новой судьбой.

    Ирии-птицы (Вырии-птицы) — так называли первых весенних птиц, обычно жаворонков, которые на своих крыльях как бы несут весну из райских садов. Именно у птиц находятся ключи от неба — улетая на зиму, они запирают небеса и уносят ключи с собой, а возвращаясь весной, открывают, и тогда отворяются небесные животворные источники.

    В числе хранителей назывались ласточка, кукушка, а иногда и сам Перун, который, просыпаясь с прилетом птиц, своими молниеносными золотыми ключами открывает небо и низводит на страждущую землю плодоносящий дождь.

    А про остров Буян посмотрите здесь:

    1.

    [ссылка появится после проверки модератором]


    2.

    http://www.golos.de/OT/2005_08_18_LF.html


  2. http://www.google.com.ua/imgres?imgurl=http://logrys.net/Press/Picture/bujan2.jpg&imgrefurl=http://logrys.net/Press/Buian.htm&usg=__zdhaTYLfQ9IFwpxfCrjebIuFOq0=&h=330&w=248&sz=11&hl=ru&start=1&zoom=1&um=1&itbs=1&tbnid=Sza7OkViymZ-CM:&tbnh=119&tbnw=89&prev=/images?q=Мировое+древо+у+древних +сл авян&um=1&hl=ru&sa=N&rlz=1G1GGLQ_RUUA380&tbs=isch:1


    Там информация и пара картинок есть.
  3. Мировое древо — олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир (Навь) или в мир богов (Правь) . О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.

    Согласно представлениям славян Мировое древо — это дуб на острове Буян, в центре всего мироздания. Мировое древо (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е. древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живёт Весна. В самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря. Именно там высшие силы решали судьбы людей.

    Дерево — славянский символ, олицетворяющий собой единство и взаимодействие всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.

    Ствол дерева олицетворяет настоящее время, нас самих. То, что под землей – корни дерева олицетворяют прошлое время, наших предков.

    Крона олицетворяет будущее время — наших потомков. Корни дерева олицетворяют наши корни — в начале это отец с матерью, потом наши дедушки и бабушки, потом прадедушки, прабабушки, потом многие поколения всех наших предков. Потом среди наших предков начинается живая природа. …

    Потом идут стихии — воздух, вода, огонь, земля, металл

    Чаще всего в фольклоре как мировые деревья выступают дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. Располагается мировое древо в сказочном пространстве фольклора обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги, у господина хозяина на его дворе.

    Мировое дерево — это и родовое дерево. Самая распространённая схема изображения мирового дерева — ствол с тремя веточками. Такие родословные деревья вышивали красными нитями по белому полотну судьбы-полотенца и вывешивали как обереги над обидами, окнами, портретами родственников. Птицы, которые являются посредниками между миром живых и миром предков, а также охранниками рода, в колядках и сказках выступают помощниками и советчиками при подборе пары. При этом они, конечно же, сидят на дереве. Иногда в роли такой помощницы юноше выступает змея, которая находится возле корня дерева. Свадебная символика украшена словесными и рисованными, вышитыми изображениями дерева жизни. Это и свадебный венок, и насыщенные брачной символикой настенные росписи и вышивки, и песни, в которых говорится о райском дереве, которое родило две ягодки — молодую и молодого.


    http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post124225155/



    http://gklimov

    . livejournal. com/129445.html


    http://www.perunica.ru/vedi/669-koncepciya-mirovogo-dreva.html



    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/907001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *